ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 141000 - Морские информационные
системы и оборудование
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 141000 - МОРСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
- Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180.
- Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения не менее 5 лет. Квалификация выпускников - морской инженер.
- Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.
- Место специальности в области науки и техники.
Специальность 141000 - Морская информационно-измерительная техника является областью науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов по изучению и разработке средств сбора, обработки и использования информации об объектах и явлениях в морской среде, содержащейся в гидрофизических полях.
- Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности 141000-Морские информационные системы и оборудование являются электронные и электромеханические устройства поиска и обнаружения, распознавания, классификации и контроля функционирования морских объектов, управления кораблями, судами, подводными аппаратами, производственно-техническими средствами, морским оружием, а также технологические процессы производства и технической эксплуатации морских информационных систем и оборудования.
- Виды профессиональной деятельности.
Инженер по специальности 141000 - Морские информационные системы и оборудование в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- конструкторско-технологическая;
- организационно-производственная;
- сервисно-эксплуатационная и испытательская;
- контрактная служба в технических частях и на кораблях ВМФ.
- Место специальности в области науки и техники.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ИНЖЕНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 141000 - МОРСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
- Общие требования к образованности инженера.
Инженер отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной форме правильно (логично) излагать его результаты;
- умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
- умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен на основе системного подхода, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и к работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.
- Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.
- Требования по общим гуманитарным и социально-экономи-
ческим дисциплинам.
Требования к знаниям и умениям выпускника соответствуют Требованиям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года.
- Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам.
Инженер должен:
в области математики и информатики:
иметь представление:
- о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
знать и уметь использовать:
- основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной и векторной алгебры, теории поля, теории функций комплексного переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;
- математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;
- вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;
владеть:
- правилами употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;
- методами исследования моделей с учетом их иерархической структуры и с оценкой пределов применимости полученных результатов;
- основными приемами обработки экспериментальных данных;
- методами аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных и интегральных уравнений;
- методами аналитического и численного решения основных уравнений математической физики;
- программированием и средствами компьютерной графики;
в области физики, теоретической механики, химии и экологии:
иметь представление:
- о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
- о дискретности и непрерывности в природе;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
- о вероятности как объективной характеристике природных систем;
- об изменениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
- о фундаментальных константах естествознания;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
- о состояниях в природе и их изменениях со временем;
- об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
- о времени в естествознании;
- об основных химических системах и процессах;
- о взаимосвязи между свойствами химической системы, природой веществ и их реакционной способностью;
- о методах химической идентификации и определения веществ;
- об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;
- о биосфере и направлении ее эволюции;
- о целостности и гомеостазе живых систем;
- о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;
- об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий;
- о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;
- о физическом, химическом и биологическом моделировании;
- о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
- основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, физических основ электроники, химических систем, химической термодинамики и кинетики, реакционной способности веществ, электрохимии, экологии;
- методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, химии, экологии;
- уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.
- Требования по общепрофессиональным дисциплинам.
Инженер должен:
иметь представление:
- о месте и роли информационно-измерительных систем в развитии науки и техники;
- об основах менеджмента и маркетинга и организационной структуре менеджмента на предприятии;
- об истории, путях и перспективах развития специальности;
- о научных и технических проблемах информатики в области гидрофизики;
- об экологических проблемах морской среды;
- о научных и организационных основах безопасности деятельности человека в морских условиях;
- морские информационные системы и оборудование судов и средств океанотехники, образцы морской техники, принципы их действия, устройство, области применения, особенности эксплуатации;
- основные положения теории информации , сущность процессов передачи, приема, обработки, хранения и использования информации в океанотехнике;
- основные законы теоретической электротехники, электродинамики, магнито- и электростатики;
- основные законы гидрофизики, прикладной механики, гидростатики и гидродинамики;
- методы расчета, проектирования и конструирования электронных приборов морской техники; методы структурного анализа и системного проектирования информационных устройств;
- способы графического представления пространственных образов;
- стандарты, правила построения и чтения чертежей и электросхем;
- основные методы расчета и проектирования механических и электромеханических узлов и элементов морского оборудования;
- методы расчета гидродинамических полей движущихся тел, течений, волнение гидросистем;
- методы расчета и анализа линейных и нелинейных электроцепей постоянного и переменного тока;
- методы расчета электрических, магнитных и электромагнитных полей в различных средах;
- методы анализа и расчета линейных и нелинейных магнитных цепей электромагнитных устройств;
- современные средства электронной техники, ее элементную базу, современные электронные приборы информационных систем морской техники;
- методы расчета и анализа электронных схем и устройств, методы конструирования и миниатюризации;
- основы метрологии, стандарты, нормативы и правила сертификации;
- средства измерения электро- и гидрофизических величин и процессов;
- конструкционные, электротехнические материалы, технологию их производства, специальные материалы (конструкционные, неметаллические, металлические и т.п.), предназначенные для работы в специфичных усло- виях морской среды;
- основы технологии производства средств информационной техники и методы обеспечения качества продукции;
- методы оценки надежности, контроля и диагностики технического состояния средств морского приборостроения;
- нормативно-справочную документацию на материалы, изделия и оборудование для морской техники;
- принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в области океанотехники;
знать и уметь использовать:
владеть:
- методами расчета и анализа электрических и электронных схем морской техники;
- приемами проектирования основных типовых устройств информационной техники;
- средствами вычислительной техники и численными методами решения задач электротехники, электроники, гидрофизики и прикладной механики;
- правилами применения прикладных программ по расчету и моделированию процессов передачи информации;
- правилами выбора требуемых материалов и комплектующих изделий для конкретного применения в объектах морской техники;
- правилами оформления технической документации;
- методиками выполнения лабораторных и модельных экспериментальных исследований информационных систем;
- основами проведения технологической проработки проектируемых электронных устройств и их составных элементов;
- методами анализа и оценки степени экологической и технической безопасности в сфере морской техники.
- Требования по специальным дисциплинам.
Инженер должен:
понимать:
- определяющее влияние свойств информационных систем на основные функциональные показатели объектов морской техники;
- значимость глубокого изучения тонкой структуры гидрофизических полей и сигналов для повышения технических показателей морских информационных систем и их комплексного математического моделирования;
- перспективность реализации автоматических морских информационных систем на основе микропроцессорной, электронной техники и новейших знаний о гидросфере и гидрокосмосе;
знать и уметь использовать:
- основные закономерности гидрофизических полей морской среды и объектов;
- информационные характеристики гидрофизических полей, процессов и явлений;
- методы расчета, анализа, математического моделирования гидрофизических полей в морской среде;
- принципы действия первичных преобразователей информации, содержащейся в гидрофизических полях;
- основы гидроакустики и принципы гидролокации;
- методы конструирования и расчета первичных преобразователей и гидроакустических антенн;
- методы анализа и синтеза сигналов-носителей, выделения сигналов на фоне помех;
- теоретические методы, средства и алгоритмы обработки информации в автоматических адаптивных системах морской техники;
- методы построения аналоговых, цифровых и микропроцессорных электронных устройств автоматических систем и оборудования морской техники;
- основы теории и методы проектирования (включая САПР), морских информационных систем и оборудования народно-хозяйственного и оборонного назначения;
- системный подход к проектированию и конструированию средств морской информационной техники;
- технологию производства, испытаний и сервисного обслуживания приборов морской информационной техники;
- способы и устройства автоматической диагностики технического состояния приборов морской информационной техники;
- методы технико-экономического обоснования систем и оборудования информационной техники;
владеть:
- современной вычислительной техникой для решения инженерных задач создания морской информационной техники;
- методами комплексного математического моделирования процессов функционирования устройств морской информационной техники;
- методами анализа, синтеза и оптимизации помехоустойчивости и точности морских информационных систем;
- методами проектирования и конструирования первичных преобразователей, приемо-излучающих устройств и антенн морской информационной техники;
- методами проектирования электронных аналоговых, цифровых и микропроцессорных устройств информационной техники;
- опытом проектирования и конструирования разнообразных морских автоматических информационных систем;
- основами экспериментального макетирования, промышленного изготовления узлов информационной техники, и их испытания и эксплуатации;
- методами проведения лабораторного научного эксперимента.
Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации.
- Требования по общим гуманитарным и социально-экономи-
ческим дисциплинам.