ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 141000 - Морские информационные
системы и оборудование

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 141000 - МОРСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180.
  2. Нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения не менее 5 лет. Квалификация выпускников - морской инженер.
  3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника.
    1. Место специальности в области науки и техники.

      Специальность 141000 - Морская информационно-измерительная техника является областью науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов по изучению и разработке средств сбора, обработки и использования информации об объектах и явлениях в морской среде, содержащейся в гидрофизических полях.

    2. Объекты профессиональной деятельности.

      Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности 141000-Морские информационные системы и оборудование являются электронные и электромеханические устройства поиска и обнаружения, распознавания, классификации и контроля функционирования морских объектов, управления кораблями, судами, подводными аппаратами, производственно-техническими средствами, морским оружием, а также технологические процессы производства и технической эксплуатации морских информационных систем и оборудования.

    3. Виды профессиональной деятельности.

      Инженер по специальности 141000 - Морские информационные системы и оборудование в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

      • научно-исследовательская;
      • проектно-конструкторская;
      • конструкторско-технологическая;
      • организационно-производственная;
      • сервисно-эксплуатационная и испытательская;
      • контрактная служба в технических частях и на кораблях ВМФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ИНЖЕНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 141000 - МОРСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям:
    • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
    • знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
    • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
    • способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
    • имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
    • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной форме правильно (логично) излагать его результаты;
    • умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
    • владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
    • умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем;
    • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
    • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
    • способен на основе системного подхода, строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
    • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
    • готов к кооперации с коллегами и к работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
    • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.
  2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.
    1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономи- ческим дисциплинам.

      Требования к знаниям и умениям выпускника соответствуют Требованиям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года.

    2. Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам.

      Инженер должен:

      в области математики и информатики:

      иметь представление:

      • о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;
      • о математическом моделировании;
      • об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

      знать и уметь использовать:

      • основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной и векторной алгебры, теории поля, теории функций комплексного переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;
      • математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;
      • вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;

      владеть:

      • правилами употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;
      • методами исследования моделей с учетом их иерархической структуры и с оценкой пределов применимости полученных результатов;
      • основными приемами обработки экспериментальных данных;
      • методами аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных и интегральных уравнений;
      • методами аналитического и численного решения основных уравнений математической физики;
      • программированием и средствами компьютерной графики;

      в области физики, теоретической механики, химии и экологии:

      иметь представление:

      • о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
      • о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
      • о дискретности и непрерывности в природе;
      • о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
      • о вероятности как объективной характеристике природных систем;
      • об изменениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
      • о фундаментальных константах естествознания;
      • о принципах симметрии и законах сохранения;
      • о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
      • о состояниях в природе и их изменениях со временем;
      • об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
      • о времени в естествознании;
      • об основных химических системах и процессах;
      • о взаимосвязи между свойствами химической системы, природой веществ и их реакционной способностью;
      • о методах химической идентификации и определения веществ;
      • об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;
      • о биосфере и направлении ее эволюции;
      • о целостности и гомеостазе живых систем;
      • о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;
      • об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий;
      • о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;
      • о физическом, химическом и биологическом моделировании;
      • о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
      знать и уметь использовать:
      • основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, физических основ электроники, химических систем, химической термодинамики и кинетики, реакционной способности веществ, электрохимии, экологии;
      • методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, химии, экологии;
      • уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.
    3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.

      Инженер должен:

      иметь представление:

      • о месте и роли информационно-измерительных систем в развитии науки и техники;
      • об основах менеджмента и маркетинга и организационной структуре менеджмента на предприятии;
      • об истории, путях и перспективах развития специальности;
      • о научных и технических проблемах информатики в области гидрофизики;
      • об экологических проблемах морской среды;
      • о научных и организационных основах безопасности деятельности человека в морских условиях;
      • знать и уметь использовать:

      • морские информационные системы и оборудование судов и средств океанотехники, образцы морской техники, принципы их действия, устройство, области применения, особенности эксплуатации;
      • основные положения теории информации , сущность процессов передачи, приема, обработки, хранения и использования информации в океанотехнике;
      • основные законы теоретической электротехники, электродинамики, магнито- и электростатики;
      • основные законы гидрофизики, прикладной механики, гидростатики и гидродинамики;
      • методы расчета, проектирования и конструирования электронных приборов морской техники; методы структурного анализа и системного проектирования информационных устройств;
      • способы графического представления пространственных образов;
      • стандарты, правила построения и чтения чертежей и электросхем;
      • основные методы расчета и проектирования механических и электромеханических узлов и элементов морского оборудования;
      • методы расчета гидродинамических полей движущихся тел, течений, волнение гидросистем;
      • методы расчета и анализа линейных и нелинейных электроцепей постоянного и переменного тока;
      • методы расчета электрических, магнитных и электромагнитных полей в различных средах;
      • методы анализа и расчета линейных и нелинейных магнитных цепей электромагнитных устройств;
      • современные средства электронной техники, ее элементную базу, современные электронные приборы информационных систем морской техники;
      • методы расчета и анализа электронных схем и устройств, методы конструирования и миниатюризации;
      • основы метрологии, стандарты, нормативы и правила сертификации;
      • средства измерения электро- и гидрофизических величин и процессов;
      • конструкционные, электротехнические материалы, технологию их производства, специальные материалы (конструкционные, неметаллические, металлические и т.п.), предназначенные для работы в специфичных усло- виях морской среды;
      • основы технологии производства средств информационной техники и методы обеспечения качества продукции;
      • методы оценки надежности, контроля и диагностики технического состояния средств морского приборостроения;
      • нормативно-справочную документацию на материалы, изделия и оборудование для морской техники;
      • принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в области океанотехники;

      владеть:

      • методами расчета и анализа электрических и электронных схем морской техники;
      • приемами проектирования основных типовых устройств информационной техники; 
      • средствами вычислительной техники и численными методами решения задач электротехники, электроники, гидрофизики и прикладной механики;
      • правилами применения прикладных программ по расчету и моделированию процессов передачи информации;
      • правилами выбора требуемых материалов и комплектующих изделий для конкретного применения в объектах морской техники;
      • правилами оформления технической документации;
      • методиками выполнения лабораторных и модельных экспериментальных исследований информационных систем;
      • основами проведения технологической проработки проектируемых электронных устройств и их составных элементов;
      • методами анализа и оценки степени экологической и технической безопасности в сфере морской техники.
    4. Требования по специальным дисциплинам.

      Инженер должен:

      понимать:

      • определяющее влияние свойств информационных систем на основные функциональные показатели объектов морской техники;
      • значимость глубокого изучения тонкой структуры гидрофизических полей и сигналов для повышения технических показателей морских информационных систем и их комплексного математического моделирования;
      • перспективность реализации автоматических морских информационных систем на основе микропроцессорной, электронной техники и новейших знаний о гидросфере и гидрокосмосе;

      знать и уметь использовать:

      • основные закономерности гидрофизических полей морской среды и объектов;
      • информационные характеристики гидрофизических полей, процессов и явлений;
      • методы расчета, анализа, математического моделирования гидрофизических полей в морской среде;
      • принципы действия первичных преобразователей информации, содержащейся в гидрофизических полях;
      • основы гидроакустики и принципы гидролокации;
      • методы конструирования и расчета первичных преобразователей и гидроакустических антенн;
      • методы анализа и синтеза сигналов-носителей, выделения сигналов на фоне помех;  
      • теоретические методы, средства и алгоритмы обработки информации в автоматических адаптивных системах морской техники;
      • методы построения аналоговых, цифровых и микропроцессорных электронных устройств автоматических систем и оборудования морской техники;
      • основы теории и методы проектирования (включая САПР), морских информационных систем и оборудования народно-хозяйственного и оборонного назначения;
      • системный подход к проектированию и конструированию средств морской информационной техники;
      • технологию производства, испытаний и сервисного обслуживания приборов морской информационной техники;
      • способы и устройства автоматической диагностики технического состояния приборов морской информационной техники;
      • методы технико-экономического обоснования систем и оборудования информационной техники;

      владеть:

      • современной вычислительной техникой для решения инженерных задач создания морской информационной техники;
      • методами комплексного математического моделирования процессов функционирования устройств морской информационной техники;
      • методами анализа, синтеза и оптимизации помехоустойчивости и точности морских информационных систем;
      • методами проектирования и конструирования первичных преобразователей, приемо-излучающих устройств и антенн морской информационной техники;
      • методами проектирования электронных аналоговых, цифровых и микропроцессорных устройств информационной техники;
      • опытом проектирования и конструирования разнообразных морских автоматических информационных систем;
      • основами экспериментального макетирования, промышленного изготовления узлов информационной техники, и их испытания и эксплуатации;
      • методами проведения лабораторного научного эксперимента.

      Дополнительные требования к специальной подготовке инженера определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации.